Как правильно поощрять ребенка в семье
20. 08. 2019Все дети разные по типу восприятия и способу переработки информации. Ученые выделяют три основные модальности восприятия: аудиальная(получение информации в большей степени через слуховой анализатор), визуальная (получение большей части информации через зрительный анализатор), кинестетическая (получение информации через обоняние, осязание, движение, тактильные ощущения).
Учитывая различные модальности восприятия, поощрять и хвалить детей можно по-разному: обнять, погладить по голове, купить билет в театр. Дети-визуалы организованы и ориентированы на внешний вид, поэтому их можно поощрить грамотой, медалью, сделать яркую поздравительную газету или открытку, подарить фотографию в красивой рукодельной рамке.
Детям-аудиалам важно слышать слова-поощрения, одобрение, благодарение, поэтому их нужно хвалить вслух, рассказывать истории о них самих (их хобби, мечты, поступки, о постановке цели и ее достижении). Более ценной является похвала, высказанная перед членами семьи, друзьями, сверстниками, классным коллективом. Если вручается медаль (даже самодельная) или грамота, то эти дети особо будут рады от речевого сопровождения вручаемого подарка или награды.
Дети-кинестетики испытывают особую радость от тактильного контакта, им важно чувствовать ласку, поэтому их важно обнять, поцеловать, погладить, пожать руку, похлопать по плечу, показать жестом «Здорово!». Подарок должен быть приятный на ощупь (мягкий, пушистый, гладкий).
Рекомендации педагога-психолога по применению методов поощрения в семье:
- Система поощрений в семье должна быть продуманной и последовательной. «Хорошее» поведение, «хорошие» поступки и достижения ребенка нужно замечать, иначе ребенок будет привлекать к себе внимание «плохими». С другой стороны, одобрение и поощрение не всегда бывают полезными. Нет ничего хорошего в том, если ребенок за незначительный успех ждет награды.
- Система поощрений в семье должная учитывать возраст ребенка. То, что будет значимым для дошкольника, может не оказывать стимулирующего эффекта для подростка. Младшие школьники и подростки особенно чувствительны к родительскому мнению, для них значимы оценки их поступков и поведения.
- Система поощрений должна быть различной и гибкой в зависимости от значимости поведения и достижения ребенка. Родители должны знать, в каких случаях они будут поощрять ребенка, а в каких ситуациях примут его поступок как само собой разумеющееся. В любом случае родители не должны быть безразличными к взглядам, увлечениям детей, их действиям и поступкам.
- Хороший эффект дают косвенные поощрения, т.е. в разговоре с другим человеком (по телефону, в другой комнате, чтобы ребенок слышал) сказать добрые слова о ребенке, выразить гордость за его поступки, успехи.
- Поощрения должны «работать», создавать дополнительную мотивацию, чтобы ребенок руководствовался девизом: «Буду делать хорошо и не буду плохо».
Выбирая методы поощрения, родители должны знать личностные особенности ребенка, т.к. в одобрении особо нуждаются несмелые и неуверенные дети. Одобрение и похвала помогают им чувствовать себя самостоятельными и способными. - При поощрении следует учитывать индивидуальные особенности. Если ребенку что-либо дается с трудом, то не нужно ждать конечного результата, в этом случае нужно поощрить авансом – за его прилежание и старание, тем самым укрепляя веру в собственные силы.
- Педагоги и психологи рекомендуют хвалить ребенка с утра и на ночь. Утром, чтобы создать «ситуацию успеха» на целый день, вечером, чтобы ребенок расслаблялся и засыпал в хорошем настроении.
- Если в семье несколько детей, то родители должны соблюдать принцип справедливости, чтобы не вызывать ревностное отношение между сиблингами.
- Применяя методы поощрения, родителям желательно помнить о ведущих модальностях восприятии (визуал, аудиал, кинестетик).
- Денежное вознаграждение можно использовать для того, чтобы ребенок учился разумно им распоряжаться. На первых порах родители должны обсуждать вопрос траты денег.
- Грамотное и эффективное поощрение ребенка создает благоприятный фон для эмоционального и личностного развития детей. Не надо сравнивать своего ребенка с другими, полезнее хвалить его, выбрав в качестве сравнения его собственные достижения и неудачи: «Сегодня ты выполнил упражнение намного аккуратнее, чем вчера, и этим ты меня порадовал».
- Можно включить в рекомендации для родителей их личный пример и проговаривание вслух о своих «хороших» поступках, действиях, достижениях.
Источник: https://vk.com/oblast_zdorovya